Я выкрашу тебя в свой цвет
Раз в полгода СМИ колышет очередная пронзительная история о том, как мать вышла в окно с детьми (или без). Поднимаются очень важные вопросы про послеродовую депрессию и ее диагностику. Про равнодушие и поддержку. Про семью в конце концов, которая как вид образа жизни, кажется, себя окончательно изжила.

Очередная женщина, 34 лет. Написала в записке, что все беспросветно, что она устала лечиться от депрессии и не хочет больше жить в этом мире. В мире, где остался ее муж и, как бы так помягче, тоже вроде бы полноправный родитель детей. И, как сообщают СМИ, она жаловалась управдому, что ей одиноко. Управдому! Это до какой стадии взрослая женщина с двумя детьми стала незаметной для своих близких, что она начала жаловаться управдому на одиночество?

Депрессию тяжело признать, и не всегда эту суку сразу заметно (не биполяр и не психоз же, процесс длительный). Сейчас как раз начала читать книгу «Кто я без тебя?» Урсулы Нубер, которая посвящена женской депрессии. И автор красной нитью через текст проводит одну простую мысль: женщина не живет изначально в вакууме, но очень просто туда попадает в связи с семейными обстоятельствами. Это подчеркивается – именно отношения (с семьей, партнером, друзьями и тд) играют важнейшую роль катализатора. Отчуждение, обесценивание после рождения детей, токсичные отношения в паре, сложности на работе, которые не компенсируются пониманием и принятием в домашней обстановке – это и есть разгон в выгорание, терпячку и в конечном счете в депрессию, которая не сплин и не блюз, а уже изменение биохимических процессов в мозге.

И при чем тут собеседование? Просто при факте. Сегодня общалась с потенциальным работодателем, который снисходительно смотрел на меня как на мамашку-клушку. И мне было интересно, почему ушел предыдущий сотрудник. На что была выдана история о том, что у сотрудника умер отец, с онкологией лечится мать, тяжело заболел ребенок и два отпуска по две недели подряд не помогли решить проблемы. И коронная фраза: «Человек, кажется, был в депрессии, не о чем говорить. Мы ничем не можем помочь и не ждем ее возвращения». Интересная ситуация, не? То есть до этого сотрудник полностью устраивал, но случился кризисный форс-мажор (который в общем-то лечится) и сотрудник стал никому не нужен. Ведь это просто бизнес, детка.

А бывает и не про бизнес, а про команду и про людей. На моем профессиональном пути мне встречались руководители, которым не все равно.
Мой руководитель в ВИ однажды спросил меня, какую премию я бы хотела по итогам года. На что я честно ответила: у меня резко упало зрение из-за переработок, мне нужна операция. Руководитель взял паузу и сказал – ок, давай подумаем, как это организовать. Моя премия составила сумму лечения плюс отпуск. Поскольку мы подгадали операцию под новогодние праздники, получилось, что я почти месяц провела дома с завязанными глазами и вышла в рабочий режим только к февралю. Для редактора это огромный срок. Но мне его дали. И я этому очень благодарна.

Этот руководитель принял решение, которое позволило мне продолжать работать. А другой руководитель принял решение, которое позволило мне жить.

После двух неудачных беременностей я пришла работать в банк, в крутой и динамичный проект. И там была команда, в которой кипела жизнь, которая делилась радостями и трудностями. И как-то так сложилось, что у молодых мужчин начали рождаться дети, ну, логично же. Сыновья, такая гордость. А из меня по капле выкачивался воздух и становилось трудно дышать. Плюсом сюда 3 часа на дорогу каждый день. И в какой-то момент в голове начала нарастать вата, реакции притуплялись, а слезы просились пролиться все чаще. И тогда я посоветовалась с мужем и он сказал, что надо уволиться. Мне в тот момент было очень трудно принять какое-то решение и я сделала так, как он сказал. Написала заявление и пришла к руководителю. Было ли это мое личное решение, в тот момент было уже не суть важно. И руководитель отправила меня в отпуск с одним условием: я пойду лечиться и вернусь из своей депрессии отдохнувшая и с магнитиками. И я пошла. Мне было все равно, положат ли меня в ПНД или нет. Но я пришла к врачу и она сказала: это не клинический случай, это попытка терпеть нестерпимое, не получая поддержки. И были две недели интенсивной терапии, где я тратила рулоны бумажных полотенец, чтобы вытереть все свои слезы. Муторное ведение дневников, чтобы научиться отслеживать свое состояние. Философские беседы и медитации. Ну и пустырник, куда без него. И это сработало. Сработало еще и потому, что кому-то было не все равно. Потому что этот же руководитель сделала то, что в общем-то не принято – позволила один день работать из дома, чтобы успевать на сеансы терапии и не бросать начатое. Потому что коллега и мой дорогой друг приезжала меня проведать, привезти книгу и просто поговорить. И насколько целительным оказывается просто возможность выговориться, быть услышанным.

И все это не про выгоду. Бизнесу, конечно, наплевать, что какой-то винтик отвалился. Не наплевать людям. Которые помогают тебе снова встать в строй. И это правда очень сложно, быть одному среди людей. Даже если ты на виду, с детьми, при муже и «все у тебя хорошо».