Я выкрашу тебя в свой цвет
Однажды в ночи (а ведь все самое интересное происходит ночью), разговорились мы с одним человеком об устройстве мозга пишущего человека и проблеме правдоподобия.
В книге С.Медведева “Мозг против мозга” есть иллюстрация, показывающая, сколько зон в мозге задействуется при восприятии речи. Пишущий же человек не только воспринимает речь, но и преобразует ее в текст, что задействует еще больше процессов в мозге. Следовательно, для писательства требуется еще больше ресурсов. Пик измотанности мозга - это многозадачность, при которой надо переключаться от написания к общению и обратно. Поэтому пишущие требуют одиночества и печенек (а кому и шоколадок).
Во время работы в интернет-редакции мой рабочий день начинался в 13:00 и заканчивался как придется - то в 20:00 с вечерним выпуском, то за 23, если комп нещадно тормозил и не успевал пересчитать все видео с эфира после монтажа для выкладки на сайт. Поскольку года это были нулевые, а техника и того старше, то процесс обработки затягивался и оставалось время на копирайтерские тексты, помимо редактуры.
Постоянная работа со звуком, видео и текстом (и бесконечными коллегами, у которых всегда есть новости, потому что ты работаешь в новостях) не позволяла мне поправляться даже при том, что “рабочая диета” состояла из 2-3 плиток шоколада в день, не считая остальной еды. Мозг отбирал все, что ему было нужно. При этом, работая с новой информацией, ты прокачиваешь новые нейронные связи в мозге. Пишущего, да и просто много читающего человека всегда можно отличить от других.
И вот из этого и вытекает проблема правдоподобия: поскольку человек, с которым мы общались, пишет про эльфов, которые вроде как бессмертные, ну, или прилично так долгожители, то у меня всегда возникает вопрос к автору - почему трехсотлетний герой общается и думает как человек 20-30 лет. За все время его жизни мозг должен обладать огромным количеством нейронных связей, его память в разы больше человеческой, как и просто житейский опыт. Но чуда не случается. Вопрос первый: с какой стати такой персонаж не использует ни опыт, ни возможности своего мозга? Вопрос второй: что заставляет его мозг/личность деградировать до человеческого уровня?
Понятно, что это все условность, помноженная на мастерство и личный опыт самого пишущего (и, вероятно, того, сколько глюкозы он съел). Но ведь речь Магистра Йоды ни с кем не спутаешь, она стилизована и дает понять, что перед нами инопланетянин, например. В то время как всякие эльфы, демоны, бессмертные духи и иже с ними трещат как подростки с семками на лавке во дворе.
В книге С.Медведева “Мозг против мозга” есть иллюстрация, показывающая, сколько зон в мозге задействуется при восприятии речи. Пишущий же человек не только воспринимает речь, но и преобразует ее в текст, что задействует еще больше процессов в мозге. Следовательно, для писательства требуется еще больше ресурсов. Пик измотанности мозга - это многозадачность, при которой надо переключаться от написания к общению и обратно. Поэтому пишущие требуют одиночества и печенек (а кому и шоколадок).
Во время работы в интернет-редакции мой рабочий день начинался в 13:00 и заканчивался как придется - то в 20:00 с вечерним выпуском, то за 23, если комп нещадно тормозил и не успевал пересчитать все видео с эфира после монтажа для выкладки на сайт. Поскольку года это были нулевые, а техника и того старше, то процесс обработки затягивался и оставалось время на копирайтерские тексты, помимо редактуры.
Постоянная работа со звуком, видео и текстом (и бесконечными коллегами, у которых всегда есть новости, потому что ты работаешь в новостях) не позволяла мне поправляться даже при том, что “рабочая диета” состояла из 2-3 плиток шоколада в день, не считая остальной еды. Мозг отбирал все, что ему было нужно. При этом, работая с новой информацией, ты прокачиваешь новые нейронные связи в мозге. Пишущего, да и просто много читающего человека всегда можно отличить от других.
И вот из этого и вытекает проблема правдоподобия: поскольку человек, с которым мы общались, пишет про эльфов, которые вроде как бессмертные, ну, или прилично так долгожители, то у меня всегда возникает вопрос к автору - почему трехсотлетний герой общается и думает как человек 20-30 лет. За все время его жизни мозг должен обладать огромным количеством нейронных связей, его память в разы больше человеческой, как и просто житейский опыт. Но чуда не случается. Вопрос первый: с какой стати такой персонаж не использует ни опыт, ни возможности своего мозга? Вопрос второй: что заставляет его мозг/личность деградировать до человеческого уровня?
Понятно, что это все условность, помноженная на мастерство и личный опыт самого пишущего (и, вероятно, того, сколько глюкозы он съел). Но ведь речь Магистра Йоды ни с кем не спутаешь, она стилизована и дает понять, что перед нами инопланетянин, например. В то время как всякие эльфы, демоны, бессмертные духи и иже с ними трещат как подростки с семками на лавке во дворе.