Когда мне было около трех лет, старшая сестра заперла меня в туалете, выключила свет и стала из-за двери пугать меня. С тех пор я дико боялась темноты, мне снились по ночам кошмары. Лет до 14 я не могла по ночам без света, хотя бы фонаря с улицы. А потом как-то решила, что все, баста - и отпустило. И появилась романтика, ночи при луне, и писательство до 5 утра. Хотя, как показал опыт, страхи продолжают жить внутри, даже если ты их убрал на дальнюю полку в хорошо закрытой коробке.

Когда я, будучи уже на 7 месяце беременности, пошла к кардиологу, один случай едва не стоил нам обеим жизни. Я зашла в лифт. Узкий старый лифт в городской поликлинике образца 90х. Стоило мне нажать кнопку нужного этажа, а дверям закрыться, как отключился свет. И я осталась в кромешной темноте. Наедине со своим страхом и с ребенком в пузе.

Дальше я сделала то, что в общем-то логике не поддается: я позвонила мужу и попросила меня забрать. Мол, стою в поликлинике в лифте, отключен свет и мне очень страшно. Конечно, никто меня не забрал, он просто посоветовал включить фонарик на телефоне (логично же!) и позвонить в диспетчерскую, попутно пнув дверь ногой - вдруг кто рядом услышит.

Через некоторое время свет включился, уже другой лифт отвез меня к кардиологу. На приеме у меня был звон в ушах и красная пелена перед глазами, а тонометр показывал 160/100. Когда муж приехал, врач отпаивала меня водичкой и отвела посидеть в пустом коридоре. Все выжили. А могли бы и нет.
И вот вчера Варя совершенно серьезно встала перед темным коридором дома и сказала: я боюсь, там темно, а вдруг там какой-то дядя? Можно было бы отшутиться, сказать, ну чего ты, глупыш, надумываешь, и я знаю, что многие родители так и делают. Но мне важно, чтобы она могла видеть и знать свой страх. Я взяла ее за руку и сказала - пошли, посмотрим, я с тобой и, если что, мы всех победим. И пошли. Везде посмотрели. И конечно никого нет. И она теперь знает, что вдвоем не страшно и всегда можно включить свет. Да и одной тоже не страшно.